Каса Маре для молдаванина – это не просто самая главная и красивая комната в доме, а определенная формула жизни.
Молдавский народ испокон веков славился своим гостеприимством. Доброго расположения хозяев и приглашения к столу удостаивались не только родные и знакомые, но, порой, и совершенно чужие люди, которые по каким-то обстоятельствам оказывались в нашем красивом и располагающем к себе крае. Дорогим гостям всегда были рады. Радушные хозяева угощали их ароматным вином и кормили разными национальными вкусностями. И место визитеру всегда отводилось в доме самое лучшее – в специальной комнате – Каса Маре.
Каса Маре для истинного молдаванина, чтящего обычаи и традиции своих предков, все равно, что для русского изба. На русский язык словосочетание «Casa Mare» дословно переводится, как «большой дом», а на самом деле – это самая большая и красивая комната в доме молдавской семьи. Как свидетельствуют дошедшие до наших времен исторические факты, традиция обустраивать в своих домах Каса Маре появилась еще несколько веков назад. Уровень достатка молдавского крестьянина того времени можно было определить по наличию Каса Маре в доме. У бедных молдаван было только два помещения – сени и жилая комната, в которой ютилось все семейство. У тех, кто позажиточней, была и третья комната, которую наши предки и окрестили Каса Маре. Это помещение было всегда чисто убрано, нарядно и предназначено только для гостей. Именно поэтому хозяевам и не были страшны неожиданные визитеры. Кроме того, в Casa Mare семьи отмечали все самые важные праздники: крестины, свадьбы, именины и так далее.
В далеком прошлом наши предшественники были мастерами на все руки. А женщины были самыми настоящими умелицами: помимо того, что убирали, готовили, стирали и ухаживали за всеми членами семьи, они еще все умели шить, вышивать, ткать ковры, мастерить различные украшения, бижутерию и многое другое.
Развитие овцеводства и получаемая в большом количестве от них шерсть послужила основанием для развития ковроткачества. Буквально в каждом доме были специальные станки, на которых, используя нехитрую технологию плетения, представительницы прекрасного пола прошлых веков в длинные зимние вечера ткали различные шерстяные изделия. Фактически не было девушек, которые не умели ткать. Руками наших бабушек и пробабушек были сотканы ковры на стены, дорожки на пол, ковровые покрывала и прикроватные коврики пр. Ковры обязательно ткались и собирались в качестве приданого невесте.
Как правило, все лучшие вещи, созданные или сшитые руками хозяек дома, непременно находили свое место в Casa Mare, потому что это помещение – своеобразный музей семьи.
А на том, каким образом обустраивалась комната для гостей, следует остановиться подробней. Вспоминая Casa Mare в доме моей бабушки, родившейся в позапрошлом и жившей в прошлом веке, можно составить приблизительную картину убранства комнаты для гостей. Под комнату для гостей было отведено самое большое помещение. Из мебели в нем были только кровать, стол, старинный сундук и видавший не одно поколение моих предков, шкаф (часть использовалась для хранения вещей, а во второй половине за стеклянными задвигающимися створками хранилась посуда для гостей). На стенке, к которой была приставлена кровать, висел красивый, цветастый ковер, сотканный руками бабушки. На полу были расстелены три ряда ковровых дорожек тоже бабушкиного производства. Круглый стол застилали нарядной скатертью, расшитой тоже руками моей прародительницы. Сундук, забитый до краев различными рукодельными вещами, был покрыт небольшим домотканым узорчатым ковровым покрывалом. На этом сундуке хранилась огромная стопка ковровых изделий, которые бабушка соткала в качестве приданного на мою свадьбу. На полках шкафа хранились стопки новых ситцевых и льняных вещей, которые, как выяснилось, моя прародительница подготовила на случай их с дедушкой смерти.
Из посуды на полках шкафа хранились глиняные тарелки разного размера, кувшины, горшочки, кружки. Часть посуды была уже более современной, используемой в 60-70 годах XX века.
Особое место в Каса Маре занимала кровать, на которой спали только самые дорогие гости. Гостевое ложе было застелено белыми вышитыми накрахмаленными льняными простынями, поверх которых в виде каскада укладывалось несколько одеял. Для того, чтобы верхнее покрывало свисало ровно и красиво с кровати, с передней ее стороны от одного края до другого протягивалась крепкая нить, которая и придавала гостевому месту совершенную геометрическую фигуру – прямоугольник. Сверху на покрывало в двух углах укладывались взбитые подушки тоже в накрахмаленных наволочках. Нижние подушки хозяйки укладывали лежа, а верхние водружали стоя, чуть подбив внутрь нижние их углы. Каждое такое сооружение сверху накрывалось накидками с различными вышитыми вручную или на машинке узорами. В качестве современного дополнения на этих гостевых кроватях между подушками выставляли большие мягкие игрушки, которые в 70-80-е годы прошлого столетия были в большом дефиците. На окнах висели занавески с вышивками все той же бабушки-рукодельницы.
Кроме того, на стенах комнаты было развешено много фотографий наших предков, большинство из которых умерли еще до моего рождения. И еще, на подоконниках в Каса Маре лежали маленькие льняные мешочки с различными травами, аромат которых витал в этой торжественной комнате. Как выяснилось из рассказа моей прародительницы, аромат трав освежал гостевую комнату и не позволял появиться затхлому запаху в редко посещаемой гостиной. В Каса Маре заходить не разрешалось, чтобы не наследить (у нас было босоногое детство) и не помять аккуратно заправленную постель. А туда действительно манило.
Каса Маре для меня всегда была местом, куда в детстве хотелось зайти, полюбопытствовать на портреты прабабушек и прадедушек, свадебные фотографии конца XIX – начала XX века, заглянуть в старинный сундук и полюбоваться на расшитые рубашки, полотенца, наволочки, сорочки, простыни; осторожно присесть на край идеально застеленной кровати со взбитыми подушками; почувствовать себя главной в этой удивительной и завораживающей обстановке. Тянуло меня еще в Каса Маре оттого, что там под кроватью был спрятан старый патефон и огромное количество пластинок. Этот проигрыватель нужно было заводить специальной ручкой, что доставляло мне неимоверное удовольствие.
Каса Маре имела и имеет большое значение для молдаван. О ней слагались стихи, писались романы. В 80-е годы прошлого столетия известный молдавский ансамбль «Контемпоранул» исполнял песню, которая называлась «Каса маре». В ней есть замечательные строки, сохранившиеся в моей памяти до сих пор: «Каса Маре, Каса Маре – уголок души моей. Ты как сердце молдавана, распахнулась для друзей».
Об этом уголке души молдаванина писал и известный молдавский писатель Ион Друцэ в своем произведении «Каса Маре». Основная философская мысль этой книги состоит в том, что Каса Маре для молдаванина – это не просто самая главная и красивая комната в доме, а определенная формула жизни.
В настоящее время Каса Маре еще можно увидеть в домах жителей сельских населенных пунктов. Только у многих молдаван эти гостевые комнаты уже осовременены: вместо домотканых ковров на стенах висят изделия молдавского или турецкого производства; сундуки и старинные шкафы сменила современная мебель, вышитые постельные принадлежности уступили место фабричным комплектам, а глиняную посуду вытеснили стеклянные и хрустальные предметы нашего времени.
Но большинство молдаван остались такими же гостеприимными, и в их Каса Маре за круглым столом часто собираются дорогие гости, которых потчуют добрым молдавским вином и угощают вкусными национальными блюдами.