7 октября 2008 года была открыта Триумфальная Арка, которая восстановлена в честь победы России над турецкой армией в Бендерах. Она расположена ниже мемориального комплекса и хорошо видна как при въезде, так и при выезде из города в сторону Кишинева. Изначально арка была построена в Кишиневе в 1807 году и называлась «Арка Бендерской улицы», но в 1944 году во время Великой Отечественной войны была разрушена

Триумфальная арка, воздвигнутая практически у въезда в город Бендеры, поражает торжественной монументальностью и художественной выразительностью и наполнена глубокой символикой. Устойчивость и визуальную монолитность обеспечивает ей плоскости пилонов, соединенные пологой аркой. Парадность и торжественность сооружению придают завершающие парапетную часть прямоугольные колоннады с небольшими капителями и декоративные военные атрибуты, олицетворяющие славу русского оружия, русского духа на этой земле. Глубоким смыслом наполнен барельеф двуглавого орла в центральной части, символизирующий российское присутствие в нашем крае. Прототипом послужила триумфальная арка, сооруженная в Кишиневе на пересечении улиц Бендерской и Александровской. Однако кишиневская арка являлась строением временным, тогда как Бендерская арка – монументальное, монолитное сооружение, и в этом тоже есть глубокий смысл.


Чем же по сути является триумфальная арка? В энциклопедическом словаре находим достаточно емкое определение: « Арка триумфальная – триумфальные ворота, постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий».


О том, кому первому пришла мысль соорудить триумфальные ворота для чествования победителей, история умалчивает. Однако доподлинно известно, что зародилась эта традиция в глубокой древности. Так, в Древнем Риме и его провинциях были воздвигнуты сотни триумфальных арок, но сохранились до наших дней всего три. Во второй половине I-го века нашей эры сооружена однопролетная арка императора Тита в честь взятия им Иерусалима; в начале III-го века возведена арка императора Септимия Севера, имевшая три пролета. Одной из самых поздних сооружений античного Рима – трехпролетная арка императора Константина рядом с Колизеем, возникшая в начале IV века.


Идея создания пышных триумфальных ворот возымела немало приверженцев и пошла гулять по свету.


В России традиция установки подобных арок ведет свое начало еще с петровских времен, но в XVIII веке она, как правило, не выходила за рамки двух столиц – Петербурга и Москвы. С расширением границ империи увеличился и ареал распространения мемориальных сооружений. Например, в городах Новороссии, включенной позднее, в 1828 году вместе с Бессарабией под управление одного генерала-губернатора М.С.Воронцова первые три арки появились в 1787 году, в связи с посещением вновь присоединенных земель Екатериной II. Наряду с фейерверками подобные монументы превратились в неотъемлемые элементы праздников, устраиваемых по поводу различных торжеств.


Как правило, такие арки сооружались к определенному сроку, на время и не из недолговечных материалов, таких, как дерево, гипс, холст или папье-маше, главное предназначение которых заключалось в оформлении улиц, пролегающих по пути следования государственных кортежей. Но бывали и исключения, когда временные арки сооружались из более прочных материалов, например, металла или камня, как в случае с аркой в Кишиневе по улице Бендерской. Тем не менее эти арки все равно являлись временными архитектурными сооружениями. Опыт возведения их в России получил распространение со второй половины XIX века, став исключительно российским явлением. Символика подобных арок прочитывается легко: прославление России, ее величия и необъятности. Эти тенденции нашли свое подтверждение и в кишиневской арке на улице Бендерской. Художественно-образное решение этого величественного сооружения было продиктовано его местоположением в городе. Арка была ориентирована в направлении Каушанской заставы, через которую проходили русские войска и отряды болгарских ополченцев, направляясь на Балканы к местам будущих сражений в русско-турецкой войне 1877 – 1878гг. Отсюда и символика, и художественное решение этих триумфальных ворот. Построены они были по классическому античному образцу, схожему с тем в котором воздвигалось большинство подобных арок в крупных европейских столицах, и ведущему свое начало от триумфальных арок Древнего Рима.


Одновременно с так называемой Бендерской аркой, в 1914 году были сооружены еще четыре мемориальных строения по случаю приезда в столицу края последнего российского императора Николая II на открытие в Кишиневе памятника другому русскому императору – Александру I, сыгравшему немаловажную роль в истории нынешней Молдовы: в 1818 году им был подписан «Устав об образовании Бессарабской области», вошедшей в состав России.


Все возведенные арки являлись, несомненно, украшением Кишинева в начале прошлого столетия и продолжали «жить» самостоятельно и после событий, в честь которых были воздвигнуты, однако всех их постигла судьба временных сооружений, выполнивших свою роль на определенном историческом отрезке времени. Родоначальником памятных строений нового типа, появившихся в Бессарабии после 1812 года, когда она влилась в русло русской архитектурной школы, считаются «Святые ворота» - триумфальная арка архитектора Л.К.Заушкевича, возведенная в 1839 – 1841 гг. в центральной части города. Она входит в единый комплекс кафедрального собора и колокольни (1830 – 1836гг.) архитектора А.И.Мельникова, которые также причимляются к памятникам, возведенным в честь побед над Турцией и присоединения Бессарабии к России.


Очень примечательно, что один из авторов проекта триумфальной арки, возведенной к 600-летию Бендер, замечательный архитектор, Заслуженный работник ПМР в области архитектуры и дизайна В.А.Фролков тоже мечтал о создании единого исторического комплекса, доминантой которой будут являться триумфальные ворота с российской символикой. Будем надеяться, что его мечты со временем воплотятся в жизнь. А пока крепко стоит на Бендерской земле устремленная ввысь триумфальная арка, символ несгибаемости его жителей, в которых жив боевой дух, бунтарские гены, унаследованные от героических предков. Бендеры – уникальный город со сложной судьбой, но из всех испытаний он выходил победителем и сам решал свою судьбу.