Молдавские потребители стали более избирательными. Они предпочитают покупать уже знакомые продукты, в меньшем количестве и по доступной цене.
Такое поведение, говорят коммерсанты, это следствие многочисленных кризисов последних лет, в том числе пандемии коронавируса и ситуации в Украине
В результате крупным сетям супермаркетов, а также производителям и импортерам, пришлось кардинально поменять подход к работе. Эту тему обсудили на конференции под названием "Современный ритейл в Республике Молдова - расширение, дифференциация и потребительский климат", которая прошла в Кишинёве.
Представители сектора розничной торговли говорят, что относятся к вызовам, как к возможностям для развития. При этом война в Украине, сильно ударившая по экономике региона, заставила их больше ориентироваться на отечественную продукцию.
"У нас есть вызовы, я не говорю о проблемах, я говорю о вызовах. Рядом с нами идет война, у нас энергетический кризис. Появились возможности для местных компаний. Импортировать из-за рубежа становится всё труднее и мы должны находить решения.
Мы построили первый магазин на 100% в сотрудничестве с молдавскими компаниями. Мы инвестировали во всё, что связано с нашими клиентами, и в дальнейшем хотим, чтобы на полках наших магазинов были молдавские продукты", - заявил глава департамента в одной крупных торговых сетей Феликс Фэхр.
"Все игроки сектора розничной торговли столкнулись, в частности, с проблемами логистики, с проблемой обеспечения непрерывности поставок, а также с чрезмерной инфляцией. Мы переориентировались на Европу и, к счастью, нашли другие источники по конкурентоспособным ценам. Мы наблюдаем небольшое снижение запасов продуктов длительного хранения", - отметила коммерческий директор другого популярного ритейла Мария Мовиляну.
Местные производители и импортеры говорят, что замечают много перемен в поведении и предпочтениях молдавских потребителей.
"Очевидно, что потребление некоторых категорий продуктов уменьшилось. Часть потребления ушла в онлайн. Ритейл в Молдове, не побоюсь сказать, развит на европейском уровне и работает у нас на должном уровне", - поделилась еще один директор по маркетингу Елена Упорова.
"Люди перестали закупать впрок, вероятно, из-за страха перед завтрашним днем и неуверенности. Большие упаковки не пользовались большим спросом, люди покупали упаковки средних размеров", - сообщил представитель поставщика товаров Ромео Фрумосу.
"Бесспорна необходимость совершенствования законодательной базы, ведь европейская, более свободная, дает возможность участникам рынка быть намного мобильнее. Наш потребитель стал более избирательным и не готов тратить деньги на неизвестные продукты", - поделился региональный менеджер другого международного брэнда.
Организаторы отмечают, что эта конференция нацелена на обеспечение продуктивного диалога между представителями розничного сектора с производителями и импортерами. Это необходимо, чтобы максимально приспособиться к требованиям потребителя в текущих условиях.
"45% городского населения в этом полугодии так или иначе совершали покупки, в том числе продуктов питания, через е-коммерцию. В случае с городским населением 70% отовариваются в розничных сетях", - пояснила соорганизатор конференции Ирина Быстрицкая.
"Самой большой проблемой остается инфляция и влияние повышения цен на потребительскую корзину. Мы обсудили с ритейлерами и производителями решения, которые позволяют им выставлять на полке продукты по справедливой и доступной цене, чтобы люди продолжали покупать продукты из базовой корзины", - заключила организатор форума Мария Хурдук.
Мероприятие было организовано в Кишинёве в пятый раз румынской платформой Modern Buyer, которая предназначена для информирования специалистов по закупкам.